Про100жить

Про100жить

27.01.2023

 

Паспорт проекта

 

Наименование проекта

«Про100жить»

Авторы проекта

Творческая группа педагогов-психологов учреждений образования

Территориальная реализация программы

Молодечненский район

Учреждения, реализующее программу

Учреждения общего среднего образования Молодечненского района

Руководитель программы

Сахарова Н.С.

Степанова О.А.

Актуальность проблемы

 

 

 

 

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры. По статистике ВОЗ - возрастной период подростков, совершающих суицидальные попытки и несуицидальные самоповреждения 13 – 18 лет. Традиционно пограничные расстройства личности связывают с суицидальными попытками без летального исхода. Часто суицидальное поведение рассматривается как результат формирования и развития определенного «жизненного сценария», закладываемого еще в раннем детстве. В то же время проблема такого поведения остается недостаточно изученной, несмотря на большой интерес к ней со стороны разных специалистов, ее крайнюю важность и актуальность в современном мире.

Целевая группа

Дети в возрасте 12-18лет

Законные представители, учащихся учреждений образования

Педагоги учреждений образования

Иные субъекты профилактики

Общественные объединения

Цель проекта

Профилактика суицидального поведения подростков. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у подростков.

Задачи программы

Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.

Приобщение педагогического коллектива, учащихся, родителей к психологическим знаниям по данной проблеме

Ожидаемые результаты

1.Снятие тревожности и стрессового напряжения у подростков.

2.Овладение способами самоконтроля и овладение механизмами сдерживания негативных эмоций.

3.Обучение подростков конструктивному общению и адекватной жизненной позиции.

4.Снижение числа подростков, имеющих суицидальное поведение.

5. Рост числа детей и подростков с позитивной моральной позицией.

6.Увеличение числа родителей, владеющих информацией о профилактике суицидальных намерений у подростков.

7. Составление онлайн-каталога мероприятий, включенных в план проекта.

8. Выпуск профилактических видеороликов.

Этапы и сроки реализации

Организационный (подготовительный) –

3 недели (с 01.10.2022 по 20.10.2022);

практический (основной) – 8 месяцев;

итоговый (аналитический) – 1 месяц.

Формы и методы работы

Формы работы: групповые.

Методы работы: организационные, практические, исследовательские, информационные, аналитические.

Ресурсы

Кадровые, материально-технические, нормативно-правовые документы, методические пособия при разработке проекта, наглядный и раздаточный материал, подготовленный для деятельности в рамках мероприятий, диагностический инструментарий.

Направления и их содержание

Данный проект направлен на профилактику суицидального поведения подростков.

Этот проект также включает в себя работу с родителями, которая состоит из следующих направлений:

1.Психологическое просвещение-приобщение родителей подростков к психологическим знаниям. Информирование подростков о смысле жизни, формирование понимания смерти, как бесповоротное прекращение жизни. Просвещение родителей проводится на лекциях, беседах и занятиях с сообщениями о возрастных особенностях подросткового возраста, о психолого- педагогических особенностях подростков, склонных к суицидальному поведению, о результатах психологической работы с подростками и др. Информирование детей проходит на занятиях, игровых тренингах, консультациях в виде разрешения какой- либо ситуации, незаконченных предложений, рисуночного теста, просмотра видеосюжета и обсуждения, арттерапии и др.

2.Психологическое консультирование родителей подростков, обратившихся к психологу с различными проблемами. Индивидуальные, подгрупповые и групповые встречи, занятия с элементами тренинга, лекции, консультации с подростками по психологической коррекции конфликтного и агрессивного поведения, смысла жизни.

Мероприятия проекта

Проект по профилактике суицидальных намерений «Про100жить» с участием родителей и подростков проводятся в соответствии с планом мероприятий.

 

 

Пояснительная записка.

Суицид (самоубийство) — это смерть, наступившая по неестественным причинам в результате повреждений, нанесенных добровольно самому себе. Суициду подвержены в равной степени люди различных социальных слоев, культур, вероисповеданий и возрастов. Профилактика суицида в этом отношении имеет огромное значение.

Чаще проявлениям суицидального поведения подвержены молодые люди от 13 до 18 лет, а также мужчины среднего возраста (40–50 лет). При этом только каждый пятый высказывает свои мысли вслух, что затрудняет предотвращение трагедии. Это крайне опасное поведение, к которому приводит невозможность разрешения сложных жизненных ситуаций.

Суицидальные тенденции среди детей в последнее время участились.

Анализ показал, что парасуицидальные попытки совершены в основном девочками (75%), подросткового возраста (62,5%), проживающими в городе (75%), учащимися школ (87,5%), из полных семей (37,5%), ранее попадали в поле зрения психиатрической службы 4 несовершеннолетних, из них повторно совершили суицидальную попытку 3 несовершеннолетних.

К несуицидальному самоповреждению склонны девочки (90%), подросткового возраста (80%), проживающие в городе (80%), учащиеся школ (80%), из полных семей (60%), не попадали в поле зрения психиатрической службы (70%).

На момент совершения парасуицидальных попыток/несуицидальных самоповреждений все несовершеннолетние были трезвы, находящимися в социально опасном положении не признавались.

Изучением проблемы и профилактики суицида занимаются медицинские и социальные работники, психологи, педагоги.

Вполне излечимой и контролируемой предпосылкой суицидального действия является депрессия. Другие причины заключаются в следующем:

  • социальная незащищенность, финансовый крах, разочарования в жизни, потеря близких людей;
  • особенности нервной системы (агрессия, повышенная импульсивность);
  • физическое насилие в детском возрасте, стрессы (алкоголизм или развод родителей, телесные наказания);
  • наличие неизлечимой болезни, сопровождающейся болью;
  • перепады настроения и поведения, связанные с приемом алкогольных напитков и психотропных препаратов;
  • психическая неустойчивость, расстройства личности;
  • психотравмирующие поведение, отсутствие понимания близких людей, неприятности в школе у подростков;
  • заниженная самооценка, трудности в общении, безответная любовь у школьников и студентов.

Молодые люди не в состоянии оценивать жизнь. Неустойчивая психика, депрессивное поведение, чувство ненужности, ранняя половая жизнь, разочарование в семейных отношениях, отсутствие идеологии и цели зачастую приводят к непоправимым последствиям. Переходный возраст – сложный этап формирования личности, который мало у кого проходит гладко. Часто непростая жизненная ситуация толкает подростков на отчаянный шаг. Наша задача заключается в том, чтобы мы как можно раньше объяснили подросткам, что такое суицид и как избежать проблемы, что есть другие способы, как обратить на себя внимание родителей, педагогов на свои проблемы.

А родителям донести, что от них в первую очередь зависит то, какими ценностями живёт их ребенок, что участие взрослых очень важно в жизни каждого несовершеннолетнего, особенно в период, когда в его жизни появляются психологические проблемы.

Поэтому данный проект предназначен для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Направления деятельности и их содержание.

Данный проект по своей направленности является комплексным (включает в себя разноплановую деятельность).

По продолжительности проект является краткосрочный (реализуется в течение 8 месяцев).

Многообразие методов работы с участниками проекта позволяет родителям, детям и педагогам не только пополнить свои знания в той или иной области, но и вооружиться новыми знаниями и приемами грамотного общения с подростками, а детей обучать приемами конструктивного общения в социуме.

При подборе материалов, разработке занятий, памяток для родителей и детей необходимо использовать теоретическую и практическую информацию для грамотного оказания помощи родителям, детям и педагогам.

При подготовке мероприятий в рамках реализации проекта необходимо обратить внимание на:

-  название мероприятий;

-  на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников);

-  цель его проведения;

-  продолжительность;

-  чьими силами готовится;

-  какие виды и формы деятельности включает.

 

Мероприятия проводятся в соответствии с планом.

 

План работы проекта «Про100жить»

№ п/п

Содержание

Срок

1.

Проведение диагностических мероприятия в учреждении образования для определения возможных рисков суицидального либо самоповреждающего поведения.

Сентябрь 2022

2.

Размещение информации о реализации проекта «Про100жить» на стендах (сайтах) учреждения образования, школьных газетах, радио, ТВ.

В период реализации проекта

3.

Организация индивидуальных коррекционных занятий ПНД

В период реализации проекта

Мероприятия для педагогических работников

4.

Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе»

Октябрь-ноябрь

2022

5.

Семинар для педагогов «Что такое суицид и как с ним бороться»

Ноябрь

2022

6.

Тренинг для классных руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников»

Декабрь

2022

7.

Занятие с элементами тренинга для классных руководителей «Психологический климат в классе»

Январь

2023

8.

Семинар для классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними»

Февраль

2023

9.

Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»

Март

2023

10.

Изготовление памяток, буклетов, методических материалов по профилактике суицида среди детей и подростков для учащихся, родителей и педагогов.

Апрель

2023

Мероприятия с участием детей

11.

Профилактические перемены «Пять минут о главном»

Ноябрь 2022

12.

Час информирования «Выход есть»

Декабрь

2022

13.

Психологические классные часы «И хорошее настроение не покинет больше Вас!»

Январь 2023

14.

Проведение профилактических занятий с использование релаксационных техник “Душевный покой”

Февраль 2023

15

Диагностические исследования в рамках акции «Маркер заботы»

Март 2023

16.

Круглый стол «На перекрестке»

Апрель 2023

17.

Фитбэк «Улыбнись жизни!»

Май 2023

Мероприятия для родителей

18.

Круглый стол «Я не слышу! Почему подростки игнорируют наши предостережения?»

Декабрь 2022

19.

Консультации «Профилактика насилия и агрессии у подростков»

Январь 2023

20.

Мастер класс «Родительский контроль». Как защитить ребенка от интернета?»

Март 2023

21.

Родительское собрание «Трудный возраст: от отчаяния к надежде»

Апрель 2023

Мероприятия, проводимые представителями общественных объединений

 БРСМ, БРПО, «Белая Русь», Белорусский детский фонд, Фонд Мира

22.

Творческая суббота «Не рядом, а вместе»

члены общественных организаций БРПО, БРСМ

Декабрь 2022

23.

SMS-акция письмо-обращение к другу «Формула на сегодня»

Представители Беорусского Детского фонда

Январь 2023

24.

Челлендж «Улыбнись Жизни!»

Члены клуба ЮНЕСКО «Планета»

Февраль 2023

25.

Создание видеоролика «В чем смысл жизни»

Фонд Мира, учащиеся школ Мира

Март 2023

26.

Путевка в жизнь «Жить здорово!» (для выпускников 9,11 классов)

члены общественной организаций «Белая Русь»

Апрель 2023

Подведение итогов

27.

Форум при учасстии педагогов, родителей и детей “Жизнь – это счастье. Сотвори его сам!”

Май 2023

 

Контроль и управление

1.Предварительный контроль. Он осуществляется заместителями директоров по воспитательной работе. Его назначение – проверить план, качество подготовки конспекта, содержания мероприятия, встреч. Проанализировать подготовку к мероприятиям, наглядное и практическое оснащение.

2.Текущий контроль. Дать оценку эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом проекта, а также сроки их исполнения. Разработать рекомендации, высказать пожелания по выполнению дальнейших мероприятий проекта.

3.Заключительный контроль – осуществляется руководителем проекта. Проводится при завершении реализации проекта. Дать оценку достигнутого результата в ходе его реализации. Выработать рекомендации по работе учреждений образования в данном направлении. Обобщить опыт работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособиях.

 

 

Список литературы:

  1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
  2. Каубиш В.К. Клинико-психологические особенности подростков с многократными суицидными попытками / Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.
  3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
  4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 336 с.
  5. Черникова Т.В. Старшеклассник без стрессов и тревоги. Программы учебно- тренировочных и клубных занятий :метод. Пособие-М.: Глобус, 2006г.

6.Вагин Ю.Р. Авитальная активность. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001г.

  1. Воспитание и ндивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. -224с.

8.Суицидальное поведение детей и подростков. Меры профилактики: информационно-методические рекомендации / Сост.: В.Л. Юлдашев, И.Ф. Тимербулатов, Е.М. Евтушенко, г. Уфа, 2014г. -32с.

 

свернуть