Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Молодечненского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г. Молодечно»
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«Про100жить» |
Авторы проекта |
Творческая группа педагогов-психологов учреждений образования |
Территориальная реализация программы |
Молодечненский район |
Учреждения, реализующее программу |
Учреждения общего среднего образования Молодечненского района |
Руководитель программы |
Сахарова Н.С. Степанова О.А. |
Актуальность проблемы
|
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры. По статистике ВОЗ - возрастной период подростков, совершающих суицидальные попытки и несуицидальные самоповреждения 13 – 18 лет. Традиционно пограничные расстройства личности связывают с суицидальными попытками без летального исхода. Часто суицидальное поведение рассматривается как результат формирования и развития определенного «жизненного сценария», закладываемого еще в раннем детстве. В то же время проблема такого поведения остается недостаточно изученной, несмотря на большой интерес к ней со стороны разных специалистов, ее крайнюю важность и актуальность в современном мире. |
Целевая группа |
Дети в возрасте 12-18лет Законные представители, учащихся учреждений образования Педагоги учреждений образования Иные субъекты профилактики Общественные объединения |
Цель проекта |
Профилактика суицидального поведения подростков. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у подростков. |
Задачи программы |
Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе. Приобщение педагогического коллектива, учащихся, родителей к психологическим знаниям по данной проблеме |
Ожидаемые результаты |
1.Снятие тревожности и стрессового напряжения у подростков. 2.Овладение способами самоконтроля и овладение механизмами сдерживания негативных эмоций. 3.Обучение подростков конструктивному общению и адекватной жизненной позиции. 4.Снижение числа подростков, имеющих суицидальное поведение. 5. Рост числа детей и подростков с позитивной моральной позицией. 6.Увеличение числа родителей, владеющих информацией о профилактике суицидальных намерений у подростков. 7. Составление онлайн-каталога мероприятий, включенных в план проекта. 8. Выпуск профилактических видеороликов. |
Этапы и сроки реализации |
Организационный (подготовительный) – 3 недели (с 01.10.2022 по 20.10.2022); практический (основной) – 8 месяцев; итоговый (аналитический) – 1 месяц. |
Формы и методы работы |
Формы работы: групповые. Методы работы: организационные, практические, исследовательские, информационные, аналитические. |
Ресурсы |
Кадровые, материально-технические, нормативно-правовые документы, методические пособия при разработке проекта, наглядный и раздаточный материал, подготовленный для деятельности в рамках мероприятий, диагностический инструментарий. |
Направления и их содержание |
Данный проект направлен на профилактику суицидального поведения подростков. Этот проект также включает в себя работу с родителями, которая состоит из следующих направлений: 1.Психологическое просвещение-приобщение родителей подростков к психологическим знаниям. Информирование подростков о смысле жизни, формирование понимания смерти, как бесповоротное прекращение жизни. Просвещение родителей проводится на лекциях, беседах и занятиях с сообщениями о возрастных особенностях подросткового возраста, о психолого- педагогических особенностях подростков, склонных к суицидальному поведению, о результатах психологической работы с подростками и др. Информирование детей проходит на занятиях, игровых тренингах, консультациях в виде разрешения какой- либо ситуации, незаконченных предложений, рисуночного теста, просмотра видеосюжета и обсуждения, арттерапии и др. 2.Психологическое консультирование родителей подростков, обратившихся к психологу с различными проблемами. Индивидуальные, подгрупповые и групповые встречи, занятия с элементами тренинга, лекции, консультации с подростками по психологической коррекции конфликтного и агрессивного поведения, смысла жизни. |
Мероприятия проекта |
Проект по профилактике суицидальных намерений «Про100жить» с участием родителей и подростков проводятся в соответствии с планом мероприятий. |
Пояснительная записка.
Суицид (самоубийство) — это смерть, наступившая по неестественным причинам в результате повреждений, нанесенных добровольно самому себе. Суициду подвержены в равной степени люди различных социальных слоев, культур, вероисповеданий и возрастов. Профилактика суицида в этом отношении имеет огромное значение.
Чаще проявлениям суицидального поведения подвержены молодые люди от 13 до 18 лет, а также мужчины среднего возраста (40–50 лет). При этом только каждый пятый высказывает свои мысли вслух, что затрудняет предотвращение трагедии. Это крайне опасное поведение, к которому приводит невозможность разрешения сложных жизненных ситуаций.
Суицидальные тенденции среди детей в последнее время участились.
Анализ показал, что парасуицидальные попытки совершены в основном девочками (75%), подросткового возраста (62,5%), проживающими в городе (75%), учащимися школ (87,5%), из полных семей (37,5%), ранее попадали в поле зрения психиатрической службы 4 несовершеннолетних, из них повторно совершили суицидальную попытку 3 несовершеннолетних.
К несуицидальному самоповреждению склонны девочки (90%), подросткового возраста (80%), проживающие в городе (80%), учащиеся школ (80%), из полных семей (60%), не попадали в поле зрения психиатрической службы (70%).
На момент совершения парасуицидальных попыток/несуицидальных самоповреждений все несовершеннолетние были трезвы, находящимися в социально опасном положении не признавались.
Изучением проблемы и профилактики суицида занимаются медицинские и социальные работники, психологи, педагоги.
Вполне излечимой и контролируемой предпосылкой суицидального действия является депрессия. Другие причины заключаются в следующем:
Молодые люди не в состоянии оценивать жизнь. Неустойчивая психика, депрессивное поведение, чувство ненужности, ранняя половая жизнь, разочарование в семейных отношениях, отсутствие идеологии и цели зачастую приводят к непоправимым последствиям. Переходный возраст – сложный этап формирования личности, который мало у кого проходит гладко. Часто непростая жизненная ситуация толкает подростков на отчаянный шаг. Наша задача заключается в том, чтобы мы как можно раньше объяснили подросткам, что такое суицид и как избежать проблемы, что есть другие способы, как обратить на себя внимание родителей, педагогов на свои проблемы.
А родителям донести, что от них в первую очередь зависит то, какими ценностями живёт их ребенок, что участие взрослых очень важно в жизни каждого несовершеннолетнего, особенно в период, когда в его жизни появляются психологические проблемы.
Поэтому данный проект предназначен для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Направления деятельности и их содержание.
Данный проект по своей направленности является комплексным (включает в себя разноплановую деятельность).
По продолжительности проект является краткосрочный (реализуется в течение 8 месяцев).
Многообразие методов работы с участниками проекта позволяет родителям, детям и педагогам не только пополнить свои знания в той или иной области, но и вооружиться новыми знаниями и приемами грамотного общения с подростками, а детей обучать приемами конструктивного общения в социуме.
При подборе материалов, разработке занятий, памяток для родителей и детей необходимо использовать теоретическую и практическую информацию для грамотного оказания помощи родителям, детям и педагогам.
При подготовке мероприятий в рамках реализации проекта необходимо обратить внимание на:
- название мероприятий;
- на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников);
- цель его проведения;
- продолжительность;
- чьими силами готовится;
- какие виды и формы деятельности включает.
Мероприятия проводятся в соответствии с планом.
План работы проекта «Про100жить»
№ п/п |
Содержание |
Срок |
|
1. |
Проведение диагностических мероприятия в учреждении образования для определения возможных рисков суицидального либо самоповреждающего поведения. |
Сентябрь 2022 |
|
2. |
Размещение информации о реализации проекта «Про100жить» на стендах (сайтах) учреждения образования, школьных газетах, радио, ТВ. |
В период реализации проекта |
|
3. |
Организация индивидуальных коррекционных занятий ПНД |
В период реализации проекта |
|
Мероприятия для педагогических работников |
|||
4. |
Индивидуальные консультации классных руководителей «Благоприятный психологический климат в классе» |
Октябрь-ноябрь 2022 |
|
5. |
Семинар для педагогов «Что такое суицид и как с ним бороться» |
Ноябрь 2022 |
|
6. |
Тренинг для классных руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» |
Декабрь 2022 |
|
7. |
Занятие с элементами тренинга для классных руководителей «Психологический климат в классе» |
Январь 2023 |
|
8. |
Семинар для классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» |
Февраль 2023 |
|
9. |
Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха» |
Март 2023 |
|
10. |
Изготовление памяток, буклетов, методических материалов по профилактике суицида среди детей и подростков для учащихся, родителей и педагогов. |
Апрель 2023 |
|
Мероприятия с участием детей |
|||
11. |
Профилактические перемены «Пять минут о главном» |
Ноябрь 2022 |
|
12. |
Час информирования «Выход есть» |
Декабрь 2022 |
|
13. |
Психологические классные часы «И хорошее настроение не покинет больше Вас!» |
Январь 2023 |
|
14. |
Проведение профилактических занятий с использование релаксационных техник “Душевный покой” |
Февраль 2023 |
|
15 |
Диагностические исследования в рамках акции «Маркер заботы» |
Март 2023 |
|
16. |
Круглый стол «На перекрестке» |
Апрель 2023 |
|
17. |
Фитбэк «Улыбнись жизни!» |
Май 2023 |
|
Мероприятия для родителей |
|||
18. |
Круглый стол «Я не слышу! Почему подростки игнорируют наши предостережения?» |
Декабрь 2022 |
|
19. |
Консультации «Профилактика насилия и агрессии у подростков» |
Январь 2023 |
|
20. |
Мастер класс «Родительский контроль». Как защитить ребенка от интернета?» |
Март 2023 |
|
21. |
Родительское собрание «Трудный возраст: от отчаяния к надежде» |
Апрель 2023 |
|
Мероприятия, проводимые представителями общественных объединений БРСМ, БРПО, «Белая Русь», Белорусский детский фонд, Фонд Мира |
|||
22. |
Творческая суббота «Не рядом, а вместе» |
члены общественных организаций БРПО, БРСМ |
Декабрь 2022 |
23. |
SMS-акция письмо-обращение к другу «Формула на сегодня» |
Представители Беорусского Детского фонда |
Январь 2023 |
24. |
Челлендж «Улыбнись Жизни!» |
Члены клуба ЮНЕСКО «Планета» |
Февраль 2023 |
25. |
Создание видеоролика «В чем смысл жизни» |
Фонд Мира, учащиеся школ Мира |
Март 2023 |
26. |
Путевка в жизнь «Жить здорово!» (для выпускников 9,11 классов) |
члены общественной организаций «Белая Русь» |
Апрель 2023 |
Подведение итогов |
|||
27. |
Форум при учасстии педагогов, родителей и детей “Жизнь – это счастье. Сотвори его сам!” |
Май 2023 |
Контроль и управление
1.Предварительный контроль. Он осуществляется заместителями директоров по воспитательной работе. Его назначение – проверить план, качество подготовки конспекта, содержания мероприятия, встреч. Проанализировать подготовку к мероприятиям, наглядное и практическое оснащение.
2.Текущий контроль. Дать оценку эффективности проведенных мероприятий, встреч, занятий в соответствии с планом проекта, а также сроки их исполнения. Разработать рекомендации, высказать пожелания по выполнению дальнейших мероприятий проекта.
3.Заключительный контроль – осуществляется руководителем проекта. Проводится при завершении реализации проекта. Дать оценку достигнутого результата в ходе его реализации. Выработать рекомендации по работе учреждений образования в данном направлении. Обобщить опыт работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособиях.
Список литературы:
6.Вагин Ю.Р. Авитальная активность. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001г.
8.Суицидальное поведение детей и подростков. Меры профилактики: информационно-методические рекомендации / Сост.: В.Л. Юлдашев, И.Ф. Тимербулатов, Е.М. Евтушенко, г. Уфа, 2014г. -32с.