Советы психолога

Памятка для учителей от педагога-психолога

30.01.2023
  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
  2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
  5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.
  6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
  7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого "рационально-логического" полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
  9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы "врожденной" грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
  10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по - разному мыслите.
  11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
  12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.
  13. Лень ребенка — сигнал неблагополучия ваш педагогической деятельности.
  14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
  16. Сделайте своей главной заповедью — «Не навреди!»
свернуть

Алгоритм действий при выявлении высокого риска суицидальных действий несовершеннолетнего в учреждении образования

Примерный алгоритм действий при выявлении высокого риска суицидальных действий несовершеннолетнего в учреждении образования

 

1.Выявление факта высокого риска суицидальных действий несовершеннолетнего.

Фактор высокого риска совершения суицидальных действий несовершеннолетнего в учреждении образования может быть выявлен одним из следующих способов:

сам ребенок рассказывает педагогу-психологу о суицидальных мыслях или действиях (в т.ч. о самоповреждении);

информация о высоком риске суицидальных действий несовершеннолетнего поступает от педагога или классного руководителя (заметили маркеры);

информация о высоком риске суицидальных действий поступает от медицинского работника учреждения образования;

информация о суицидальном поведении несовершеннолетнего поступает от друга/подруги/знакомого (заметили маркеры).

2.Информирование администрации школы.

После поступления информации о высоком риске суицидального поведения педагог-психолог учреждения образования должен проинформировать об этом директора учреждения образования (в случае его отсутствия – лицо, его замещающее), заместителя директора по воспитательной работе.

Педагог-психолог также информирует руководителя учреждения образования о необходимости отслеживания психоэмоционального состояния несовершеннолетнего и создания поддерживающей среды.

  1. Беседа с несовершеннолетним.

После получения информации о риске суицидального поведения у несовершеннолетнего педагог-психолог учреждения образования проводит беседу и углубленную диагностику с целью выявления степени суицидального риска.

Педагог-психолог также предлагает несовершеннолетнему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку, в случае его согласия –обеспечивает оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки.

! ВАЖНО: в случае актуального суицидального поведения нужны меры незамедлительного реагирования: прежде всего, важно не оставлять ребенка одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу;

немедленно информировать законных представителей о ситуации риска, в которой оказался подросток, и о необходимости оказать ему экстренную помощь;

позвонить в службы экстренной помощи. Работа экстренных служб необходима в ситуации попытки или завершенного суицида.

  1. Информирование законных представителей несовершеннолетнего о риске суицидального поведения.

После поступлении информации о высоком риске суицидального поведения педагог-психолог учреждения образованияв течение одного рабочего дня:

информирует законного представителя несовершеннолетнего о выявленных факторах риска;

предлагает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования, в случае согласия – обеспечивает оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки;

! ВАЖНО: целесообразно незамедлительно отразить в «Журнале учета консультаций участников образовательного процесса» сведения о проведенной беседе с законным представителем несовершеннолетнего и переданной во время ее проведения информации: указать, какие рекомендации и по каким аспектам даны законному представителю несовершеннолетнего, осветить направления предлагаемой психолого-педагогической поддержки и психологической помощи обучающемуся и его семье. В случае, если законный(е) представитель(и) отказываются от предлагаемой социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье, это также следует отразить в Журнале (например, в разделе «Примечания»);

информирует об имеющихся психологических службах, оказывающих экстренную и кризисную медико-психологическую помощь несовершеннолетним и их семьям.

Педагог-психолог также информирует законного представителя несовершеннолетнего о возможности получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в организациях здравоохранения. С его письменного согласия, оформленного по утвержденной форме, в течение одного рабочего дня учреждение образования направляет информацию о несовершеннолетнем в организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую (психотерапевтическую) и психологическую помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего.

  1. Сопровождение несовершеннолетнего в учреждении образования

Педагог-психолог учреждения образования предоставляет рекомендации педагогическому коллективу учреждения образования, касающиеся особенностей обучения, взаимодействия с ребенком, с учетом сложившейся ситуации, личностных особенностей и потребностей несовершеннолетнего.

Совместно с классным руководителем педагог-психолог способствует созданию дружественной поддерживающей атмосферы в классе, ориентирует учеников на совместную деятельность и сотрудничество, организует тренинги и коллективные мероприятия. 

Педагог-психолог также информирует педагогических работников и законных представителей о признаках психологического неблагополучия и о необходимости отслеживать психоэмоциональное состояние несовершеннолетнего.

ВАЖНО! В случае отсутствия опыта сопровождения случая выявленного суицидального поведения у несовершеннолетнего педагог-психолог должен получать супервизию в социально-педагогическом центре (или же в отдельных ситуациях – в Республиканском центре психологической помощи).

 

свернуть

Мотивы, факторы и диагностические признаки (маркеры) суицидального поведения несовершеннолетних

Мотивы, факторы и диагностические признаки (маркеры) суицидального поведения несовершеннолетних

 

СУИЦИДАЛЬНО ОПАСНАЯ РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • Сверхкритичные к себе;
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Среди суицидентов различаются две категории:

первую составляют лица с низким уровнем социализации, для которых характерна не только социально-психологическая дезадаптация, т.е. нарушения в сфере межличностных отношений, но и социальная неприспособленность к требованиям общества, которая проявляется в неумении или нежелании строить свое поведение в соответствии с социальными нормами. Социальный статус их, как правило, невысок. Психологический кризис, предшествующий суициду, характеризуется ситуационными реакциями оппозиции и дезорганизации. Человек нередко кончает с собой на высоте злобной агрессивной реакции. Суициденты этой категории и составляют основной контингент лиц, совершающих самоубийства, которые должны быть отнесены к социальным отклонениям агрессивной ориентации;

вторую группу составляют лица с достаточно высоким уровнем социализации, ранее их поведение не выходило за рамки соблюдения конвенциальных норм. В генезе совершаемого ими суицида лежит прежде всего социально-психологическая дезадаптация. Эти лица психологически декомпенсированы и астенизированы, что связано с переживанием ими сложных конфликтов, для решения которых оказалось недостаточно их жизненного опыта. Психологический кризис в пресуицидальном периоде протекает в форме пессимистических ситуационных реакций, а также реакций эмоционального дисбаланса, реакций отрицательного баланса и реакций демобилизации.

МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Мотивы суицидального поведения в детском и подростковом возрастах предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых. Основными среди них являются:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

 

ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  1. Психическое неблагополучие как факторы риска:
    • предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме того, среди ведущих факторов риска можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства;
    • депрессивное состояние, эмоциональные проблемы (расстройство настроения, тревожное состояние, чувство безнадежности);
    • злоупотребление психоактивными веществами. В подростково-молодежной среде в возрасте 16 лет и старше злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами увеличивают риск самоубийства в период сложных жизненных обстоятельств;
    • расстройство личности. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности, как:

импульсивность,

агрессивность,

депрессивность со склонностью к навязчивостям;

  • в совершенных самоубийствах молодых людей можно отметить более высокий процент психических заболеваний в семье, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом.
  1. Семейные факторы риска (взаимоотношения в семье):
  • конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией;
  • суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых;
  • симбиотические отношения между членами семьи. В таких семьях существует миф о неких особых, «глубоких» отношениях в ней. При попытках подростков и молодежи установить взаимоотношения вне семьи, они воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.
  1. События жизни:
  • крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы, насилие и иные жизненные стресс- факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией;
  • дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ (МАРКЕРЫ) СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Раннему выявлению суицидального поведения способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется поведенческая составляющая, внешний вид, эмоциональные реакции, отношения с одноклассниками, друзьями, интересы и т.д. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Способы информирования о суициде:

  1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
  2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
  3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
  4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.);
  • Самоизоляция от других людей и жизни;
  • Резкое снижение повседневной активности;
  • Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;
  • Частое прослушивание траурной и печальной музыки;
  • «Приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
  • Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отделяющие от близких;
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам;
  • Посещение врача без очевидной необходимости;
  • Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
  • Расставание с дорогими вещами или деньгами;
  • Приобретение средств для совершения суицида.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫСУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное);
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
  • Уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • Прощание;
  • Сообщение о конкретном плане суицида;
  • Самообвинения;
  • Двойственная оценка значимых событий;
  • Медленная, маловыразительная речь.

 

КОГНИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫСУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
  • Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
  • Представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
  • Представление о мире как месте потерь и разочарований;
  • Представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
  • «Туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  • Амбивалентность по отношению к жизни;
  • Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
  • Переживание горя;
  • Признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата способности испытывать удовольствие;
  • Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
  • Вина или ощущение неудачи, поражения;
  • Чрезмерные опасения или страхи;
  • Чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
  • Рассеянность или растерянность.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ИНДИКАТОРЫСУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска, например:

смерть любимого человека;

сексуальное насилие;

денежные долги;

раскаяние за совершенное предательство;

угроза тюремного заключения;

угроза физической расправы;

получение тяжелой инвалидности;

неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти;

нервное расстройство;

шантаж;

сексуальная неудача;

измена или уход любимого человека;

ревность;

систематические избиения;

публичное унижение;

коллективная травля;

одиночество, тоска, усталость;

религиозные мотивы;

подражание кумиру и т.д.

Необходимо хорошо знать индивидуальные психофизиологические и социально-психологические особенности ребенка. Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал ли он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить на него внимание.

свернуть

Памятка для педагогов по профилактике суицида среди детей

Памятка для педагогов по профилактике суицида среди детей

 

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! 

Суждение, что люди,  решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

 Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.

Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. 

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

Что делать? Как помочь?

 

         Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации.

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех...»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте., ...да ты просто несешь чушь!»

 

  «Все безнадежно и бессмысленно»        

 

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»  

 

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

 

«Всем было бы лучше без меня!»           

 

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»           

 

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

 

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»    

 

«Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

 

«У меня никогда ничего не получается» 

 

«Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»    

 

«Не получается - значит, не старался!»

 

 Если замечена склонность воспитанника к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 

2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

  1. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

  Важно соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  •  будьте терпеливы;
  •  не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
  •  не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
  •  не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;
  •  делайте все от вас зависящее.
  •  И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению.

  Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  •  Ранние попытки к суициду;
  •  Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  •  Суициды в семье или в окружении друзей;
  •  Алкоголизм;
  •  Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов;
  •  Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  •  Хронические или смертельные болезни;
  •  Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  •  Семейные проблемы,
  •  Психические заболевания, а именно:
  •  Депрессия;
  •  Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  •  Маниакально-депрессивный психоз;
  •  Шизофрения. 

 Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
  • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • Погруженность в размышления о смерти;
  • Отсутствие планов на будущее;
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

 

Признаки депрессии у детей

ДЕТИ

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешние проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита или веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к обучению
  • Страх неудачи
  • Чувство неполноценности
  • Самообман - негативная самооценка
  • Чувство «заслуженнойотвергнутости»
  • Чрезмерная самокритичность
  • Сниженная социализация, замкнутость
  • Агрессивное поведение

Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

свернуть

Рекомендации по ведению беседы при актуальном суицидальном поведении несовершеннолетнего

Рекомендации по ведению беседы при актуальном суицидальном поведении несовершеннолетнего

 

  • Не впадайте в замешательство и не показывайте, что вы шокированы темой разговора.
  • Спокойно, открыто и прямо говорите о происходящем, называйте происходящее своими словами (желание лишить себя жизни, намерение уйти из жизни, попытка убить себя).
  • Установление доверительного контакта – важнейшая задача.
  • Уважительно относитесь к молчанию, ребенку без сомнения непросто говорить о том, что он чувствует и думает.
  • Тактично и открыто принимайте подростка как личность. Мимикой, интонацией выражайте свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника, симпатию и сопереживание к нему.
  • Покажите ребенку, что он нам важен, мы беспокоимся о нем.
  • Не пытайтесь улучшить и исправить эмоциональное состояние подростка. Ему больно. Очень. Покажите, что вы это понимаете.
  • Не преуменьшайте (не обесценивайте) боль, переживаемую подростком. Высказывания типа «Нет причин лишать себя жизни из-за этого» лишь показывают подростку, что его не понимают.
  • Принимайте проблемы подростка серьезно. Говорите о них открыто и откровенно. Задавайте вопросы прямо, в искренней и спокойной манере. Оценивайте их значимость с точки зрения подростка, а не со своей собственной или общепринятой.
  • Говорите так, как будто Вы обладаете неограниченным запасом времени.
  • Попытайтесь выяснить причины суицидальных намерений, но не настаивайте на их обсуждении, если для собеседника это слишком тяжело.
  • Побудите собеседника выразить свои чувства, связанные с проблемной областью.
  • Спросите, приходилось ли ему ранее рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос может подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной изоляции или самоизоляции.
  • В беседе ищите ситуации, в которых собеседник любим или нужен.
  • Сосредоточиться на том, чтобы показать ребенку все его достоинства и сильные стороны, заставить увидеть себя ценной и уникальной личностью.
  • Возрождайте надежду и ищите альтернативы самоубийству, возможности выхода из болезненной ситуации.
  • Дать ему понять, что все в жизни, кроме смерти, меняется.

 

Вопросы, которые следует задать ребенку, который может совершить самоубийство и обратился к Вам за помощью:

  • Как дела? Как ты себя чувствуешь?
  • Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что-то случилось?
  • Что ты собираешься делать?
  • Ты надумал покончить с собой?
  • Как бы ты это сделал?
  • А что, если ты причинишь себе боль?
  • Если на шкале «хорошее самочувствие» стоит на отметке «0», а «желание совершить самоубийство» на отметке «10», то на какой бы отметке ты расположил бы твое теперешнее состояние?
  • Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что случилось? На какой отметке шкалы ты был в то время?
  • Если б я попросил бы тебя пообещать мне не причинять себе боль, то ты бы смог это сделать?Что бы помешало тебе дать обещание?
  • Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом?Что могло бы помочь сейчас?
  • От кого ты бы хотел эту помощь получить?
  • Знают ли твои родители, что ты испытываешь такие трудности, сложности, душевные муки?
  • Хочешь ли ты посоветоваться со специалистом (психотерапевтом, неврологом)?
  • Если бы тебе пришлось пообещать не убивать себя, смог бы ты сдержать свое слово? На какое время?
свернуть
поделиться в: